«Летающий цирк Монти Пайтона» и сюрреалистическая анимация Терри Гиллиама: лучшее
«Монти Пайтон» — британская скетч-группа, в свое время взорвавшая мозг мирового обывателя, перевернув его представление о жизни, вселенной и многом другом. Их творчество и по сей день не перестает радовать ценителей сюрреализма и абсурда в жанре комедии. «Монти Пайтон» поделили мир еще почище, чем эволюция (на мужчин и женщин) и Карл Маркс (на пролетариат и капиталистов) — они поделили мир на тех, кто понимает их юмор, и тех, кто ну никак не воспринимает этот «бред». Третьего не дано, ничего промежуточного и никаких компромиссов.
Шоу «Монти Пайтон» выделялось своими сюрреалистическими сюжетами, рискованными намеками, яркими гэгами и искрометными диалогами. Действие с живыми актерами перемежалось либо сопровождалось анимацией Терри Гиллиама. Сочиняя и группируя материал для будущего шоу, участники отказались от традиционной структуры английского скетча, который, как и в наших анекдотах, должен заканчиваться ударной фразой, более смешной, чем все предыдущие. Для телевидения это было поистине революционно, хотя комедийная передача с относительно похожей хаотичной структурой существовала на радио во времена детства пайтонов и называлась The Goon Show. Именно она наиболее сильно повлияла на всех членов группы.
В эпизодах «Летающего цирка», презрев логику и законы сцены, абсурдные скетчи, не имевшие четкого начала и конца, громоздились один на другой, обрывались в никуда, перетекали друг в друга, соединяясь между собой самым причудливым образом. Чаще всего прокладкой между ними служили гениальные анимационные вставки Терри Гиллиама, иногда скетч мог прервать рыцарь в доспехах, выходивший на сцену и ударявший одного из персонажей по голове резиновой курицей. Пайтоны были готовы умно и интеллигентно смеяться над всем и всеми — от французов с их дурацким акцентом до Королевы-матери, от вездесущих масонов до Бога-отца. (Как и подобает всяким уважающим себя людям с университетским образованием).
В настоящий момент «Летающий цирк Монти Пайтона» считается культовым телешоу. За сорок с лишним выпусков и пять фильмов было создано большое количество персонажей, некоторые из них кочевали из выпуска в выпуск и стали около-мемами, вне контекста определенной сцены или скетча. По сути каждый скетч и каждый персонаж этого шоу — идеальный мем. Многие популярные скетчи из шоу разошлись на цитаты — в частности, это «Мертвый попугай», «Песня дровосека», «Спам», «Nudge Nudge», «Испанская инквизиция», «Сырный магазин», «Министерство дурацких походок» и другие. Наиболее цитируемым из фильмов является «Житие Брайана», полный лютой, остроумной и нестареющей с годами сатиры на религиозное ханжество, обывательскую мораль, политкорректность и политику.
Абсурдистский юмор в сюрреалистической анимации Терри Гиллиама
Главным вкладом Терри Гиллиама в шоу «Монти Пайтон» были его сюрреалистические анимационные фрагменты, которые появлялись в перерывах между игровыми скетчами в каждом эпизоде. Странный, почти непонятный сюжет и своеобразная манера анимации, а также сложный, абстрактный юмор мультфильмов Гиллиама приводил к тому, что, по его словам, даже его товарищи по группе не всегда понимали их смысл.
В своих анимационных скетчах художник использовал фрагменты известных произведений искусства, фотографии собственно «пайтонов», сюрреалистичные ландшафты со странной архитектурой, гротескные викторианские изделия, фотографии людей из каталога «Sears, Roebuck and Company».
Среди наиболее известных мультипликационных образов Гиллиама — огромная нога, затаптывающая название сериала в заставке (она была взята из картины Бронзино «Аллегория с Венерой и Амуром»), гигантский дикобраз по имени Норман, выглядывающий из-за домов и кричащий «Динсдейл!», танцующие зубы и другие.
Фильмы
1. «Монти Пайтон: Выступление в Голливуде» (1982)
2. «Монти Пайтон: a теперь нечто совсем иное» (1971)
3. «Монти Пайтон живьем (почти)» (2014)
4. «Смысл жизни по Монти Пайтону» (1983)
5. «Житие Брайана по Монти Пайтону» (1979)
6. «Монти Пайтон и Священный Грааль» (1975)
7. Потерянная анимация Терри Гиллиама
8-9. 2 выпуска анимации «Монти Пайтон»
10. «Монти Пайтон: Футбольный матч философов (1972)
1. «Монти Пайтон: Выступление в Голливуде» (1982)
Грэм Чепмен, Джон Клиз, Терри Гиллиам в комедии Терри Хьюза и Иэна МакНоутона: «Монти Пайтон в Голливуде». Фильм, представленный вашему вниманию — поистине восхитительное зрелище. Он являет собой комбинацию классических скетчей и нового материала. Поэтому по праву считается настоящей вершиной творчества. В разработке сценария принимали участие корифеи английского юмора и представители труппы актеры Терри Джонс и Терри Гиллиам. Великие комедианты всех времен и народов представляют калейдоскоп ситуаций и ролей, доведенных до абсурда — это и поющие философы, и дровосеки, и священник, и торговец диковинными конфетами. Так что вас ожидает фарс высшей категории. И это стоит увидеть! Британская комик-труппа «Монти Пайтон» записали этот экстраординарный концерт в 1982 году.
2. «Монти Пайтон: a теперь нечто совсем иное» (1971)
Сборник лучших скетчей «Монти Пайтон» из 1-го и 2-го сезонов «Летающего цирка».
3. «Монти Пайтон живьем (почти)» (2014)
Невероятный камбэк «Летающего цирка Монти Пайтон» .Осторожно, «пайнтоны» в возрасте! (Клизу 76, Гиллиаму 74, Джонсу 73, Пэйлину и Айдлу 71 год). Для тех кто не знаком с творчеством комиков, лучше начинать с их ранних скетчей.
4. «Смысл жизни по Монти Пайтону» (1983)
Музыкальная комедия абсурда британской комик-группы Monty Python. Картина состоит из нескольких новелл, которые, по мнению их авторов, должны некоторым образом пролить свет на тот туманный вопрос, которым терзается любой из нас на разных этапах своего существования — в чем смысл жизни?
Прологом для фильма служит короткометражная лента «The Crimson Permanent Assurance», гротескная комедия Терри Гиллиама, высмеивающая явление глобализации. Фильм рассказывает о небольшом страховом агентстве, персонал которого (люди пожилого возраста) вынужден терпеть гнет со стороны менеджеров управления (представленных молодыми, энергичными людьми)...
Картина разбита на т. н. «главы», каждая из которых описывает определенный этап в человеческой жизни: рождение, учеба, служба в армии и война, зрелый возраст, закат жизни, смерть и загробная жизнь.
5. «Житие Брайана по Монти Пайтону» (1979)
Комедия 1979 года, написанная, поставленная и сыгранная участниками комик-группы «Монти Пайтон». Эта картина пародирует различные фанатичные движения: феминисток, религиозных фанатиков, террористов-смертников, националистов, политических популистов.
Оказывается, 2000 лет назад волхвы слегка промахнулись и из-за небольшой астрономической ошибки явили было свои дары не тому новорожденному, которому следовало. Дитя звали Брайан, и он просто родился в тот же час и лишь домом дальше, чем Сами-Знаете-Кто. По причине сего инцидента потом все путали Брайана с Мессией, а ему было лень разубеждать своих поклонников. Однако в почитании масс помимо приятной стороны есть и другая, и вот Брайан с тревогой обнаруживает себя в роли отчаянного религиозного лидера народного Фронта Иудеи, борющегося за свободу от римского ига – и в эпицентре больших неприятностей с оккупационными властями!…
* По результатам опроса, проведенном в 2008 году, каждый пятый британец хотел бы, чтоб на его похоронах играла финальная песня фильма — «Always Look on the Bright Side of Life» («Всегда смотри на светлую сторону жизни»).
6. «Монти Пайтон и Священный Грааль» (1975)
Режиссерский дебют Терри Гиллиама, поставившего картину совместно с Терри Джонсом. Кино, которое навсегда изменило облик жанра комедии. «Монти Пайтон и Священный Грааль» — показательное выступление и торжество английского юмора, один из самых смешных и сумасшедших фильмов в истории кино!
Действие фильма происходит в средневековой Англии, в эпоху рыцарей Круглого стола. Юмористически обыгрывается известная легенда о короле Артуре, его соратниках, их скитаниях в поиске Чаши святого Грааля. На пути королю попадаются такие препятствия, как крестьяне-анархисты-социалисты, Черный Рыцарь, который даже после потери рук и ног отказывается признавать поражение, и группа французов-насмешников, оседающих в замке со Святым Граалем...
Ряд персонажей и объектов фильма получили большую популярность, став самостоятельными культурными явлениями; некоторые получившими отражение в других художественных произведениях.
7. Потерянная анимация Терри Гиллиама
14 минут анимации Терри Гиллиама, не вошедшей в финальную версию фильма «Монти Пайтон и Священный Грааль». Эти безумные и интересные ролики должны были стать связками между сценами картины. Большую часть иллюстраций режиссер скопировал из книги с иллюминированными рукописями. Первая половина нарезки сопровождается комментариями автора о процессе создания каждой анимации, вторая показана в оригинальной версии озвучки.
Гиллиам дал по поводу этих роликов полушутливый комментарий — сказал, что «мог бы стать великим мультипликатором, но был вынужден снимать художественные фильмы».
8-9. 2 выпуска анимации «Монти Пайтон»
Мультипликационные фрагменты Терри Гиллиама появлялись обычно в перерывах между комедийными скетчами «Монти Пайтон» и стали одной из самых запоминающихся составляющих творчества группы, воплотив в себе главные черты их абсурдистского юмора. Художественная манера Гиллиама в равной мере формировала образ легендарного «театра абсурда» «Монти Пайтона» и формировалась им.
10. «Монти Пайтон: Футбольный матч философов (1972)
Скетч комик-труппы «Монти Пайтон» посвящен футбольному матчу на олимпийском стадионе Мюнхена между немецкими и греческими философами-классиками во время летних олимпийских игр 1972 года. На протяжении всего матча вместо игры философы ходят по полю кругами и размышляют.
Состав команды Германии
Готфрид Лейбниц, Иммануил Кант, Георг «Нобби» Гегель (капитан), Артур Шопенгауэр, Фридрих Шеллинг, Франц Беккенбауэр, Карл Ясперс, Фридрих Шлегель, Людвиг Витгенштейн, Фридрих Ницше, Мартин Хайдеггер, Карл Маркс
Главный тренер: Мартин Лютер
Состав команды Греции
Платон, Эпиктет, Аристотель, «Чоппер» Софокл, Эмпедокл Акрагантский, Плотин, Эпикур, Гераклит, Демокрит, Сократ (капитан), Архимед
Матч
Германия 0:1 (0:0) Греция
Голы: Сократ
Стадион: Олимпийский стадион, Мюнхен
Судья: Конфуций
Предупрежден Ницше
Боковые судьи — Фома Аквинский, Августин Блаженный.
Ницше получает желтую карточку за то, что говорит Конфуцию, что у него нет свободы воли. Единственный гол матча забивает Сократ на 89 минуте, получая пас от Архимеда, который перед этим впервые догадывается воспользоваться мячом с криком «Эврика!». Немецкий состав оспаривает гол: Гегель утверждает, что «реальность — только априори отражение ненатуральной этики», Кант выступает с категорическим императивом о том, что онтологически весь матч существует лишь в воображении, и Маркс (с присущим ему материализмом) говорит, что был офсайд (что соответствует истине).